«Профилактика ОРВИ и гриппа»
Организована работа телефона ГОРЯЧЕЙ ЛИНИИ (4164) 2-35-02 по вопросам заболеваемости гриппом и ОРВИ
Что же такое простудные заболевания?
Под термином «простуда» - как их часто называют в быту, в медицине имеется понятие ОРВИ И ОРЗ.
Термин "острое респираторное заболевание" (ОРЗ) или "острая респираторная вирусная инфекция" (ОРВИ) охватывает большое количество заболеваний, которые проявляются похожими симптомами: повышенная температура тела, воспаленное горло, кашель и головная боль. И еще одно сходство, что все эти заболевания вызываются вирусами.
Грипп вызывается непосредственно вирусом гриппа. Грипп – это чрезвычайно заразное инфекционное заболевание, опасное своими осложнениями: поражением сердечно-сосудистой системы, центральной нервной системы и органов дыхания.
Источником инфекции при всех вирусных инфекциях является больной человек.
Мы заражаемся вдыхая воздух с мельчайшими капельками слюны и мокроты, выделяемыми больными при кашле и чихании – воздушно-капельный путь передачи.
А также при контакте с больными при рукопожатии, обмениваясь предметами личной гигиены (носовой платок, полотенце) и другими предметами быта (посуда, телефон, карандаши, игрушки и т.д ) – контактно-бытовой путь передачи.
При всех простудных заболеваниях от заражения, т.е от проникновения вируса в организм, до развития болезни проходит несколько дней (1-14 дней) – этот период называется инкубационный. В это время вирус циркулирует в крови и отравляет организм своими продуктами жизнедеятельности, что проявляется характерными симптомами: высокой температурой, слабостью, кашлем, головной болью, насморком или заложенностью носа.
А теперь поговорим, какие симптомы отличают грипп от остальных простудных заболеваний. Нередко словом «грипп» в быту называют любое острое респираторное заболевание, что ошибочно, так как кроме гриппа на сегодняшний день описано еще более 200 видов других респираторных вирусов (аденовирусы, риновирусы, респираторно-синцитиальные вирусы и др.), вызывающих гриппоподобные заболевания у человека.
Для гриппа характерно резкое начало: температура тела поднимается до 39ºС и выше, возникает слабость, человека бьет озноб, мучают головные боли и боль в мышцах.
Для гриппа, в отличие от других вирусных инфекций, такие симптомы как кашель и насморк проявляются не сразу, а через несколько дней после начала заболевания.
ОРВИ может начинаться как остро, так и постепенно, температура тела редко поднимается выше 38ºС. Такие симптомы как чихание, сухой кашель, боль в горле, осиплость голоса появляются сразу в начале заболевания.
Сегодня уже доказано, что основным методом специфической профилактики гриппа является вакцинация или как мы ее называем - прививка, что стимулирует организм к выработке защитных антител, которые предотвращают размножение вирусов. Благодаря этому, заболевание предупреждается еще до его начала. Вакцинацию лучше проводить осенью (сентябрь-ноябрь), поскольку заболевания гриппом начинают регистрироваться, как правило, между ноябрем и мартом.
После постановки прививки иммунитет вырабатывается в течение двух недель, поэтому вакцинация начинается заранее.
Во время проведения прививки вы должны быть здоровы. После проведения профилактической прививки в течение нескольких дней следует предохраняться как от переохлаждения, так и от перегревания и ограничить посещение публичных мест.
Каждый должен готовить свой организм не только к «встрече» с вирусом гриппа, но и другими вирусами, вызывающими простудные заболевания. В период с декабря по март необходимо обратить внимание на неспецифическую профилактику.
Для снижения заболеваний очень большое значение имеет выполнение санитарно-гигиенических норм:
- комфортный температурный режим помещений;
- регулярное проветривание;
- ежедневная влажная уборка помещений с помощью моющих средств.
- переохлаждение снижает иммунитет, поэтому необходимо одеваться по погоде.
Немаловажное значение имеют меры личной профилактики:
- прикрывайте рот и нос при чихании и кашле носовым платком (салфеткой), желательно использовать одноразовые, которые после использования необходимо выбросить в мусорную корзину.
- избегайте прикосновений к своему рту, носу, глазам.
- соблюдайте «дистанцию» при общении, расстояние между людьми при разговоре должно быть не менее 1 метра (расстояние вытянутой руки).
Соблюдение правил личной гигиены, а именно мытье рук очень важно при профилактике. Тщательно и часто мойте руки с мылом или протирайте их дезинфицирующими средствами. Казалось бы, что столь повседневное занятие, как мытье рук предельно просто, однако существуют некоторые правила.
Как правильно мыть руки?
Правильная техника мытья рук включает в себя использование достаточного количества мыла и промывания под проточной водой:
- необходимо смочить кисти рук под струей воды;
- намылить на ладони мыло и хорошо вспенить;
- как минимум 10 секунд нужно обрабатывать кисти рук мыльной пеной, т.к. эффективность моющих средств зависит от их времени воздействия;
- нужно хорошо потереть все пальцы, ладони и поверхность рук, почистить ногти; в этот момент руки под струей воды держать не нужно;
- смыть мыло с рук под струей воды в течение как минимум 10 секунд;
- во время мытья рук нужно избегать разбрызгивания воды;
- руки нужно высушить – лучше всего для этого подходят одноразовые бумажные полотенца.
- кран необходимо закрывать с помощью бумажного полотенца, т.к. до него перед мытьем всегда прикасаются грязными руками, следовательно, на кране могут находиться микробы.
- использованное бумажное полотенце нужно выбросить в мусорное ведро, не дотрагиваясь до ведра руками.
В период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходим:
- избегать тесных контактов с больными людьми;
- ограничить посещение культурно-массовых мероприятий, сократить время пребывания в местах скопления людей.
Профилактика ОРВИ и гриппа состоит в общем оздоровлении и укреплении защитных сил организма, для этого необходимо вести здоровый образ жизни:
- достаточный сон, полезно спать при открытой форточке, но избегать сквозняков;
- правильное питание - ежедневное использование в рационе свежих овощей и фруктов позволит повысить общий иммунитет к вирусным заболеваниям. Кроме этого, необходимо принимать аскорбиновую кислоту (витамин С), которые способствует повышению сопротивляемости организма. Следует отметить, что наибольшее количество витамина С содержится в соке квашеной капусты, а также цитрусовых: лимонах, киви, мандаринах, апельсинах, грейпфрутах.
Для профилактики в период эпидемий гриппа и простудных заболеваний необходимо ежедневно употреблять чеснок и лук. Достаточно пожевать несколько минут зубчик чеснока, чтобы полностью очистить полость рта от бактерий;
- больше гулять на свежем воздухе, заниматься спортом.
При первых признаках простуды необходимо провести экстренную профилактику интерфероном, гриппфероном, ремантадином, арбидолом.
Правильное использование медицинской маски поможет уберечь себя от заражения вирусными инфекциями.
Одноразовую маску можно приобрести в аптеках, ватно-марлевую - несложно изготовить своими руками. В отличие от одноразовой маски, которую можно носить не более 2-х часов, ватно-марлевую повязку можно носить до 4-х часов, стирать и использовать многократно.
Правила использования маски: Всемирная организация здравоохранения дает следующие рекомендации относительно применения масок:
- маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
- старайтесь не касаться закрепленной маски. Сняв маску, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
- влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
- не используйте вторично одноразовую маску;
- использованную одноразовую маску следует немедленно выбрасывать в отходы.
Особенности использования маски. Важно, чтобы больной человек надевал маску, а также здоровый при общении (уходе) за больным.
Я заболел. Что делать?
- Свести к минимуму контакт с другими людьми, не посещать массовые мероприятия, стремиться, как можно меньше пользоваться общественным транспортом, избегать тесного контакта со здоровыми.
- Соблюдать постельный режим - народная мудрость гласит: «грипп любит, чтобы его вылежали» и медицина с этим согласна. Для избегания осложнений все дни болезни нужно не просто быть дома, а обязательно соблюдать постельный режим.
- Соблюдать привила личной гигиены, использовать маску.
- Пить много жидкости – минеральной воды, морсов и т.п.
Если в доме больной необходимо:
- разместить больного в отдельной комнате или отгородить его ширмой;
- выделить для больного отдельные предметы ухода, посуду, постельное белье;
- помещение, где находится больной, должно проветриваться несколько раз за день и быть теплым (температура комфорта - 20-21°С); проводится ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств;
- при уходе за больным использовать маску, часто мыть руки.
Система мероприятий по проведению оздоровительной работы с детьми в домашних условиях
Быть здоровым – это естественное стремление человека. Здоровье - это не просто отсутствие болезней, но и возможность успешного освоения ребенком всех общечеловеческих ценностей. Таким образом, полноценное физическое развитие и здоровье детей является основой формирования здоровой личности. Здоровье детей в процессе развития способно не только сохраняться или наращиваться, но и строиться и перестраиваться. Именно поэтому нашей с вами основной задачей является развитие у детей потребности в здоровье и становления у них практических навыков ведения здорового образа жизни.
Для нас с вами не секрет, что ежегодно при вспышках острых респираторных заболеваний возникают эпидемии, которые поражают 30-40% детей в детских учреждениях. Большая часть детей переносит 3-4 заболевания в год, что приводит к различным изменениям в организме: ослабляется дыхательная мускулатура; нарушается проходимость бронхов, что ведет к хроническим бронхолегочным заболеваниям; детский организм становится восприимчивым к другим различным заболеваниям.
Что родители могут сделать для оздоровления детей в домашних условиях?
В дошкольном возрасте ребенок тесно связан с семьей, родители являются эталоном для подражания. Дети не любят, когда их поучают, но с любопытством наблюдают за действиями других. Поэтому совместное выполнение различных процедур дает лучший эффект. Если взрослые сами боятся холода, не любят прогулок, вряд ли они смогут воспитать детей закаленными.
Важным фактом является выполнение оздоровительного режима дня:
- утренняя гимнастика
- выполнение гигиенических процедур
- рациональное питание (не менее 4-5 раз в день)
- укладывание на дневной и ночной сон (при открытой форточке)
- длительность пребывания на открытом воздухе (не менее 4 часов в день)
- закаливание в повседневной жизни (ежедневно).
В течение дня необходимо стремиться к полному удовлетворению потребности ребенка в движении, следует побуждать детей выполнять физические упражнения, направленные на развитие быстроты, ловкости, гибкости, координации движений, поддерживать интерес к подвижным играм; достаточной индивидуальной умственной нагрузке, развивать представления о собственном теле, обеспечению условий для преобладания положительных эмоциональных впечатлений.
При проведении закаливающих процедур следует руководствоваться следующими принципами:
- индивидуальный подход к ребёнку (индивидуальные особенности организма ребенка, его возраст, состояние здоровья, питание).
- постепенность в увеличении силы воздействия закаливающего фактора (позволяет организму адаптироваться к необычным условиям).
- системность и постоянство процедур (проводится ежедневно независимо от погодных условий и занимает определенное место в режиме дня ребенка).
- использование одежды по сезону (одежда не должна вызвать перегрев организма).
Средства и способы закаливания
Солнце, воздух и вода используются для закаливания организма. При этом сочетание естественных сил природы с физическими упражнениями увеличивают эффективность закаливания и вызывают у детей положительные эмоции.
Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается с кожей - непосредственно или через ткань одежды и со слизистой оболочкой дыхательных путей. Закаливание воздухом начинается с проветривания помещения, в результате которого температура воздуха в комнате должна снизиться более чем на 1oС. Помещение проветривают несколько раз в день в холодное время года и постоянно в теплое.
Закаливающее значение действия солнца своеобразно. Солнце является сильно действующим средством закаливания. Солнечные лучи оказывают на организм общее укрепляющее действие, повышают обмен веществ в организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа лучше регулирует теплообмен. Но солнце может оказывать и отрицательное действие. Поэтому надо к этой процедуре подходить очень осторожно. Солнечные ванны лучше принимать с 8 до 9 ч и с 15 ч до 16 ч. Начинать надо после еды, чтобы прошло не меньше полутора часа, и до начала еды за полчаса. Надо опасаться перегревов. Нужны светлые панамки. Если ребенок перегрелся, надо накрыть лицо полотенцем, отвести в тень, умыть, дать воды.
Вода - общепризнанное средство закаливания. Преимущество воды перед другими средствами закаливания заключается в том, что водные процедуры легко дозировать.
Ежедневные водные процедуры дают закаливающий эффект, если дети приучены по утрам мыть руки до локтя, уши, шею, верхнюю часть груди, а перед ночным сном умываться, мыть ноги или лучше принимать душ.
Специальные формы закаливания водой следует начинать с местных процедур с последующим переходом к общим (обливание, душ, купание). Начальная температура воды должна быть близкой температуре кожи тех участков тела, которые будут подвергаться ее воздействию.
Из местных водных процедур наиболее распространено обливание ног. Для этого ковшом или лейкой льется вода в течение 15-20 с. на нижнюю половину голени и стопы. Начальную температуру воды 30o постепенно снижают через 1-2 дня на 2o и доводят до 16-14o. На эту процедуру расходуется около 1/2-1/3 л воды.
Широко применяется контрастное обливание стоп. Попеременное воздействие холодной и теплой воды приводит к более быстрым реакциям нервной системы. Варианты сочетаний теплой и холодной воды разнообразны. Для тренировки к длительным влияниям охлаждения закаленным детям рекомендуется после обливания ноги не вытирать, а дать им высохнуть.
Для закаливания стоп можно использовать комбинированное воздействие: хождение босиком, водная гигиеническая, а затем закаливающая процедура; начинать ходить босиком рекомендуется при температуре пола не ниже 18o. Сначала дети ходят в носках (3-5 дней), а потом без них. В первые 5-7 дней ходить босиком следует не больше 3-4 мин. Затем продолжительность хождения удлиняют на 1 мин в день и доводят до 15-20 мин. После хождения босиком в гигиенических и закаливающих целях проводится мытье ног (начальную температуру воды 37-36o постепенно снижают через день на 1o и доводят до 20o).
Для закаливания носоглотки, предупреждения разрастания миндалин и возникновения ангин рекомендуется полоскание рта и горла. Эта гигиеническая процедура проводится утром и вечером, когда дети чистят зубы, и после каждого приема пищи. Закаливающий эффект достигается в том случае, если начальную температуру воды 36-37o постепенно доводить до 8-10o
Общие закаливающие водные процедуры проводятся при температуре воздуха не ниже 23o. Начинать следует с обтирания тела мягкой варежкой, смоченной водой соответствующей температуры. Вначале, слегка массируя, обтирают руки и ноги от пальцев к туловищу (по ходу движения лимфы и крови), затем грудь, живот и спину. Начальная температура воды 34-35o через 3-4 дня снижается на 2o и доводится для детей 3-4 лет до 24o, а 5-7 лет до 22o.
Применительно к ослабленным детям и начальная, и конечная температуры должны быть на 2- 4o выше, а темп снижения замедленным.
Достигнув конечных значений температуры воды, ее продолжают использовать в течение 2 месяцев для получения эффекта тренировки, а затем переходят к более сильной процедуре - к обливанию. При обливании условия остаются те же. Длительность обливания с 15 с постепенно увеличивается до 35 с. Для обливания лучше использовать лейку, подняв ее над ребенком на 6-8 см, так как душевые установки (смесители) не всегда могут обеспечить заданную температуру воды.
Таким образом, следует помнить, что дошкольный возраст - самое благоприятное время для выработки у детей правильных привычек здорового образа жизни.